Подписание Меморандума между РКК, МККК и МФОККиКП

24 июля 2020 года был подписан общий акт согласия между компонентами международного краснокрестного движения о поддержке актуальных версий проектов законов, регламентирующих деятельность Российского Красного Креста и  использование и защиту эмблемы и наименования «красный крест» на территории Российской Федерации.

С просьбой прокомментировать это не рядовое для нашей страны событие мы обратились к Председателю Российского Красного Креста Лукутцовой Раисе Тимофеевне:

Кор.: Что означает на сегодняшний день подписание, по сути своей, меморандума о проектах законов, регламентирующих деятельность Российского национального общества Красного Креста и использования эмблемы и наименования «красный крест» между Российским Красным Крестом, Международным Комитетом Красного Креста и Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца?

Р.Т.: Этот небольшой документ означает окончание гигантской предварительной работы по подготовке проектов законов о Российском Красном Кресте, как едином и признанным государством национальным обществе на всей его территории. Он отражает консенсус между всеми участниками данной работы, соответствии данных законопроектов Основополагающим принципам Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также современным требованиям и рекомендациям Объединенной комиссии Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Такого согласования удалось достигнуть впервые за последние 30 лет наших неустанных инициатив в данном направлении. И этот шаг знаменует собой начало нового и не менее трудного этапа, заключающегося в развитии уже плодотворно начатого диалога с Российским государством, в лице субъектов государственной власти, обладающих правом законодательной инициативы и продвижении проектов для дальнейшего консолидированного обсуждения, доработки и принятия.

Кор.:  Что или какие обстоятельства мешали принять законы о Российском Красном Кресте, эмблеме и наименовании раньше?

Р.Т.: Всему всегда наступает свое время и традиционно Российский Красный Крест не комментирует деятельность государства, но бессменно является самым близким его помощником в гуманитарной сфере. Надо понимать, что сам Российский Красный Крест не обладает правом законодательной инициативы. Российский Красный Крест готов работать при любом законодательном регулировании, что мы и делаем на протяжении всей своей истории. Российский Красный Крест действует исключительно в правовом поле нашего государства, а соблюдение законов своей страны — это наша принципиальная позиция. Если обратиться к истории, то Российское общество Красного Креста было основано еще императором Александром II. И в том или ином виде продолжало действовать несмотря на все революции и смены государственного строя. Мы и сейчас действуем только в соответствии со строгими требованиями к общественным объединениям. И как вы знаете, делаем это вполне успешно. Так что эта инициатива не попытка решить какие-то наши внутренние проблемы. Дело в том, что запрос со стороны и наших сограждан, и органов власти в адрес Российского Красного Креста, как к организации, обеспечивающей в том числе и социальную стабильность, гуманитарную поддержку, по исполнению вспомогательных по отношению к государству функций носит перманентный характер, от которого априори зависит человеческая жизнь. И именно поэтому дисбаланс между запросом к Российскому Красному Кресту россиян и ресурсной обеспеченностью должен быть сведен к минимальным значениям и в ближайшие сроки. Необходимо отметить и то, что законодательно урегулировать деятельность Российского Красного Креста, а также использование эмблемы — это обязательство России как страны – ратифицировавшей Женевские Конвенции. Эта требование времени дополнительно было закреплено так же в ряде других международных актов. Более того, именно Российская Федерация была основным разработчиком модельных законов о Красном Кресте для стран СНГ. Но в силу разных причин Россия - единственная страна в СНГ и одна из немногих в мире, где пока так и не приняты соответствующие законодательные акты. Справедливости ради надо сказать, что Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин в 1996 году издал указ, который должен был действовать до принятия закона. Он, кстати, де-юре действует и поныне.

Кор.:  Не смогли бы Вы подробнее объяснить, какое место занимает национальное общество в государственной системе на примере других стран?

Р.Т. Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца не являются ни государственными учреждениями, ни полностью отдельными неправительственными организациями (НПО). Их отношение с государственными властями своих стран определяются уникальной ролью, как гуманитарная миссия и обязательная вспомогательная функция, а также Основополагающими принципами Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Согласно Уставу МФОККиКП, Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца считаются «вспомогательными для органов государственной власти в гуманитарной сфере». Для того чтобы стать признанным членом Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, вспомогательная роль национального общества должна быть признана национальным законодательством его страны. Это все тоже часть международных соглашений, подписантом которых было наше государство, ведь Устав Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца принимается именно странами-участницами. Так, что Российский Красный Крест, как и национальные общества других стран, далеко не обычная общественная организация.

Кор.: Что значит термин "вспомогательная роль"?

Р.Т. Как написано в резолюции 30-й Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца 2007 года: Вспомогательная роль может быть описана как «конкретное и отличительное партнерство, влекущее за собой взаимные обязанности и выгоды, основанные на международных и национальных законах, в которых национальные органы государственной власти и национальное общество Красного Креста договариваются об областях, в которых национальное общество Красного Креста дополняет или заменяет общественное гуманитарные услуги. Проще говоря, национальному обществу Красного Креста поручается выполнение части государственных функций по отношению к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Прежде всего это пострадавшие от стихийных бедствий или техногенных катастроф, но это могут быть и мигранты, и заключенные. Это те категории лиц, с которыми мы уже работаем сегодня. Конечно же функции Российского Красного Креста этим не ограничиваются. В нашем арсенале задач будут появляться новые, а также приобретать актуальные формы задачи традиционно, относимые к Российскому Красному Кресту. К примеру, в СССР вся организация донорства была возложена на национальное общество Красного Креста. До сих пор мы храним соответствующие архивы, на основании которых донорам предоставляются льготы.

Но одна из основных ролей Российского Красного Креста была и остается гуманитарная миссия. При крупных стихийных бедствиях необходимо кому-то заниматься обеспечением самых базовых потребностей пострадавшего населения, групп населения входящих в гуманитарную зону риска. Тех, кого не надо спасать или лечить. Их надо напоить, накормить, да и попросту успокоить. С этим могут справиться только подготовленные, на основе традиционных для Российского Красного Креста теории и опыта, наши добровольцы. У сотрудников МЧС России есть в такой ситуации свои специфичные не менее важные задачи. И прямо скажем, для такой работы не нужно быть спасателем, нужны базовые и квалифицированные навыки в гуманитарной сфере. Таким образом, принимая такую ответственность на себя, Российский Красный Крест дает возможность МЧС полностью сконцентрироваться на своих профессиональных задачах, не отвлекая спасателей в сферы других компетенций.

Кор.: Но сейчас есть множество добровольческих организаций, почему именно Российский Красный Крест должен обладать какими-то преференциями, да еще и закрепленными законами?

Р.Т.: Тут вопрос не преференций, а эффективного использования возможностей и потенциала, которыми уже обладает Российский Красный Крест в совокупности ресурсного и методологического багажа всего Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Проекты законов являются необходимостью и ожиданием всего российского общества, как элемента защищенности и гарантии эффективной реакции на современные вызовы нашего времени. И мы, члены Российского Красного Креста, с уверенностью смотрим на начало построения рабочего диалога и дальнейшую перспективу его развития с органами государственной власти Российской Федерации во благо наших сограждан и принятия данных законопроектов.