Распространение знаний по безопасности несовершеннолетних участников дорожного движения

20 февраля 2018 года Российский Красный Крест принял участие в заседании Круглого стола на тему «Создание непрерывной системы образования участников дорожного движения и условий для формирования у несовершеннолетних безопасной модели поведения в дорожно-транспортной среде.

Организатором Круглого стола выступил Комитет Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) по вопросам развития устойчивых транспортных систем, в его работе также участвовали: представители Мосгордумы, ГУОБДД МВД России, Министерства образования и науки России, Департамента образования города Москвы, УГИБДД МВД по г. Москве, ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», ФКУ «Дирекция Программы БДД», «ДОСААФ РОССИИ», ОНФ, АЮАШ, НП «Гильдии автошкол» России, ГКУ «Центр организации дорожного движения Правительства Москвы», и др.

С основным докладом выступил председатель комитета МТПП по вопросам развития устойчивых транспортных систем, Лобарев С.Ю., который отметил что система обучения детей Правилам и основам безопасности дорожного движения не соответствует современным требованиям дорожной безопасности; программы общеобразовательных школ разрознены и нуждаются в корректировке; недостаточное количество выделяемых часов для обучения; не применяются современные цифровые технологии в обучении и проведении стимулирующих конкурсов с использованием мобильных устройств и специализированных приложений.

Л.В.Чибисенкова, советник председателя РКК выступила с презентацией по теме «Информационно-профилактическая работа по обеспечению безопасности несовершеннолетних участников дорожного движения: разработка и внедрение обучающего модуля по безопасной перевозке детей в автомобиле для школ». РКК разработал «Специальный обучающий модуль по безопасной перевозке детей в автомобиле для школ» в рамках Проекта «Самый ценный пассажир» -  2018-2020гг. В данном модуле предлагается проведение информационно-профилактической работы среди целевых групп населения, которые отвечают за безопасность детей на дорогах / в автомобилях, а именно – родители, воспитатели, учителя и сами дети. В рамках информационно-просветительской работы РКК также предлагает проведение информационных кампаний, акций и др. совместных действий с профильными партнерами.

В 2013-2017гг. Российский Красный Крест совместно с другими общественными организациями провел большую работу по изучению ситуации в области детского травматизма и смертности, реализуя Проект «Повышение детской безопасности на дорогах: совершенствование правил дорожного движения РФ в отношении детских удерживающих устройств» (2013-2016гг). На основе полученных данных были подготовлены материалы, которые помогли провести разъяснительную работу среди законотворческих, правозащитных и общественных организаций, и в итоге добиться того, чтобы были исключены так называемые «иные средства», с помощью которых можно фиксировать детей при перевозке из редакции ст. 22.9 ПДД. Это все виды несертифицированных детских удерживающих устройств, не отвечающих требованиям безопасности и не считающихся ДУУ. Кроме того, РКК приобрел опыт участвуя в Международном Проекте «Безопасность дорожного движения в 10 странах (RS10)» - 2010-2014гг. (профилактика факторов риска в России - ремни безопасности и детские удерживающие устройства).

На заседании представитель ГУОБДД МВД России привела статистику аварийности при ДТП с участием детей, где в 2017г. произошло 19581 ДТП, ранено 21136 детей, погибло – 713, что говорит о росте по сравнению с 2016г.

Другие участники отметили, что мероприятия ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения 2013-2020гг.», например, созданные автогородки, которые заброшены и не работают или разовые акции ГИБДД, которые не создают корректное типовое поведение детей на дороге.

Подводя итог выступлениям участников Круглого стола можно сделать вывод, что система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не имеет комплексного подхода к сокращению количества ДТП с участием детей и подростков в совокупности с социально-экономическими, правовыми, медицинскими и иными мероприятиями, способствующими решению наиболее острых и значительных пробелов в образовательных программах воспитания и развития подрастающего поколения. В связи с этим рекомендовано:

  • создать при Комитете Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития устойчивых транспортных систем структуры, координирующей взаимодействие государственных органов, общественных организаций и бизнес-сообщества в сфере повышения безопасности дорожного движения;
  • Минобрнауки России доработать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в обучении детей и подростков Правилам и основам безопасности дорожного движения;
  • МВД России и Минобрнауки России скорректировать нормативные документы по взаимодействию государственных структур с бизнес-сообществом по вопросам спонсорской поддержки и участия в мероприятиях по повышению безопасности дорожного движения.

Проблема представляется весьма актуальной в свете «Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024гг.», (Распоряжение Правительства России №1-Р от 8 января 2018г.), где одной из основных задач является совершенствование практики информационно-разъяснительной работы по БДД среди несовершеннолетних граждан, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. N761 г. Москва «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» (опубликовано 4 июля 2017 г.), вносящее изменения в Правила дорожного движения в части применения детских удерживающих устройств при перевозке детей-пассажиров в салонах транспортных средств.  

Соглашаясь с рядом выступлений РКК считает, что для изменения поведения несовершеннолетних участников дорожного движения и повышения их защищенности необходима работа с семьей и детьми  в интерактивном режиме с созданием искусственных аварийных ситуаций, разработка методик с современным контентом и расширения программы по БДД в школах до 10 час.

 

Л.В.Чибисенкова советник председателя РКК