Больше 3,3 миллиона человек из Донбасса и Украины прибыли в Россию с февраля, и среди них много детей – самой уязвимой и нуждающейся в защите категории беженцев. Кроме первоочередных потребностей, одежды и питания, им нужно не отставать от сверстников, продолжать учиться и развиваться, радоваться жизни, не думать о «взрослых» проблемах.
Родители, которым и так необходимо решать много первоочередных вопросов, пытаются хоть как-то организовать для своих детей досуг и обучение. Но когда семья эвакуируется, не имея при себе порой даже документов и питьевой воды, сделать это не так просто. И здесь помогают неравнодушные граждане и такие организации, как Российский Красный Крест.
Мы поговорили с несколькими семьями, в которых есть дети – дошколята и школьники, – узнали об их самочувствии и планах на будущее. В День знаний мы расскажем истории Натальи и ее дочери Кати из Кировска, Оксаны и ее сына Богдана из Северодонецка, а также Виктории, которая приехала из Мариуполя с тремя детьми. После эвакуации и решения базовых вопросов детей они отправили уже в российские школы, и, как и все, 1 сентября начнут новый учебный год.
«Никогда до этого мы не привыкли просить о помощи»
Наталья раньше работала в кузнечном цехе. В конце февраля вместе с восьмилетней дочкой она перебралась из Кировска в Волгоград и стала все строить заново. В России она оказалась не в одиночестве – в Подмосковье вместе с женой живет ее старший сын.
«18 февраля я пришла с работы, как раз в этот период ученики находились на дистанционном обучении из-за коронавируса, и домашнее задание мы получали в интернете, в специально созданных группах в соцсетях. Зайдя в группу, я обнаружила сообщение о начале эвакуации. Автобус ждал нас возле исполкома. Я выглянула в окно и увидела, как загружаются первые беженцы. В этот момент меня охватила легкая паника, и я позвонила родителям. После разговора было принято решение о том, что я уезжаю. Добирались тяжеловато, практически двое суток, хотя вообще здесь езды на 12 часов. Небольшие запасы воды, которые мы взяли с собой, заканчивались, и я старалась пить реже, чтобы оставить детям», – рассказала женщина.
Оксана – акушер-гинеколог из Северодонецка. Родной город она вместе с 12-летним сыном Богданом покинула 30 марта на своей машине.
«Из Северодонецка мы выехали 30-го марта. Ехали мы трое суток, потому что мы в Сватово переночевали. Поездку я сама организовала! На машине. Села и выехала. Меня держали [в Северодонецке] несколько вещей. Первое – это то, что я не могла забрать свою трудовую книжку. В моей ситуации это было очень важно для устройства на работу. В частном центре тоже были нюансы с документами и зарплатой. И третье – я не могла купить бензин. В Северодонецке были очереди по сто машин. А потом бензин закончился совсем. Но я все равно достала топливо, под обстрелами, это было жутко, но я достала. На Фейсбуке [прим. – запрещен в России; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской] нашла объявление, но, когда узнали, что я еду в Сватово, не хотели продавать. Пришлось умалять. Оказывается, не всегда нужно говорить правду», – поделилась она.
По словам Оксаны, дорога далась непросто. Но по прибытии в Россию им с сыном помогли, обеспечили едой и водой: «Как только мы пересекли границу, на станции Лихая сотрудники Российского Красного Креста принесли кулер с водой прямо на платформу. Там же мы пересели в поезд, на котором нас доставили в Волгоградскую область. Здесь от волонтеров мы получили набор продуктов. В Волжский мы прибыли в 11 вечера. Нас встретили сотрудники Российского Красного Креста, МЧС и медицинские работники. На автобусах нас доставили в гостиницу, где был организован поздний ужин».
В пунктах временного размещения много детей. Еще больше разместились вместе с родителями у знакомых и родственников, но в помощи также очень нуждаются. На фото – Виталий и его 4-летняя дочь Полина в Ростовском региональном отделении Российского Красного Креста.
Виктория приехала со своей семьей в Россию из Мариуполя. У нее с мужем трое детей –двухлетний Мирон, сын-подросток Давид и дочка Арина, которой 17 лет.
Виктория рассказала: «В Мариуполе был парень, волонтер, который бескорыстно вывозил из города детей и привозил воду. Он подсказал нам дорогу, как правильно выезжать из города, потому что центральные улицы были заминированы. С 20 на 21 марта мы пересекли границу с Россией. Мы были приятно удивлены тем, что на каждой заправке, где мы останавливались, люди, видя наклейки «Дети» и украинские номера на машине, подходили к нам и передавали пакеты с едой. Один раз мужчина на заправке заплатил за бензин. Мы с мужем были растроганы таким вниманием. Никогда до этого мы не привыкли просить о помощи».
Жизнь в России, помощь волонтеров и новый распорядок дня
Оксана и Наталья оказались в ПВР, находящимся в гостинице «Старт» в г. Волгограде, вместе с детьми. Наталья признается, что помощь получают не только материальную, но, в том числе и в быту – многие хлопоты берут на себя сотрудники и волонтеры в ПВР.
«Мне и заниматься нечем! Завтрак в 9, обед в час, и в пять вечера ужин. Детей кормят перед школой в 07:15, – поделилась наша собеседница. – Есть все необходимое, если чего-то не хватает, мы всегда можем обратиться к волонтерам. В одном из помещений гостиницы организован склад Российского Красного Креста. Например, если есть необходимость что-то постирать, здесь мы получаем стиральный порошок. Стираем сами, вручную, машинки нет. Телевизор у нас в комнате есть, я смотрю новости и выжидаю, когда же уже конец».
Виктория с семьей сначала остановилась у родственников в Воронежской области, но затем узнала о пунктах временного размещения. Так они оказались в отеле «Ramada»: «Нам нравится, что сюда приходят волонтеры, представители соцслужб, которые подсказывают, какую помощь мы можем получить, как оформить документы».
Работа Воронежского регионального отделения Российского Красного Креста
В пунктах временного размещения все беженцы и переселенцы могут получить не только гуманитарную помощь, но и психологическую. С 18 февраля более 5 300 человек получили от Российского Красного Креста такую поддержку.
«Первые дни психологи здесь находились постоянно, сейчас у всех есть номер телефона, по которому можно позвонить и получить консультацию. Вот, например, у моей знакомой мама осталась дома, упала и сейчас в коме. Первые дни у нее была истерика, что с мамой?! И психолог с ней занималась, беседовала», – рассказала Наталья.
Оксане волонтеры РКК сразу же выдали шампунь, гель для душа и средства гигиены. «Как только что-то кончается, я получаю новое», – признается собеседница. Еще в день приезда, добавляет она, «мы взяли необходимые продукты питания, сок, воду, но тут нас кормят, и всё бесплатно».
«Сотрудников Красного Креста мы видим каждый день. Мне дали визитную карточку, и еще записан дополнительный номер телефона для связи. Красный Крест постоянно занимается завозом на территорию ПВР гуманитарной помощи. В Волгограде создано около 10 пунктов приема гуманитарной помощи, все постояльцы ПВР знают их адреса и в любой момент могут обратиться для получения всего необходимого – от продуктов питания до одежды», – отметила Оксана.
Детей обеспечивают одеждой, канцелярией, школьными принадлежностями и игрушками. Для Виктории, многодетной матери, и для других таких же, как она, родителей это просто необходимо: «В Российском Красном Кресте нам выдали продуктовый набор. Позже мы получили от Российского Красного Креста памперсы для Мирона, гигиенические средства, канцелярские товары, ваучер на покупку продуктов в магазине «Пятерочка» на сумму 5 тыс. рублей и ваучер на покупку лекарств».
Дочь Натальи ходит в начальную школу, и в этом возрасте ребенок особо нуждается в развивающих играх, активностях, игрушках и прочем: «Ребенок обеспечен всем необходимым, игрушек очень много, канцелярские товары и рюкзак для школы нам выдали сразу. И с одеждой помощь была, одежда довольно хорошего качества».
В ПВР, уточняет она, для детей есть также велосипеды, самокаты – и все это бесплатно. «Мальчишки играют в футбол, волейбол, мячи для этого тоже есть. Волонтеры – местные девчонки – нам помогают во всем, в первой половине дня они всегда здесь, и мы по необходимости обращаемся. Иногда не хватает каких-то мелочей. Всего не упомнишь, но постоянно что-то получаем», – поделилась Наталья.
Полине волонтеры РКК подарили куклу, а ее семья получила аптечные и продуктовые ваучеры и сим-карту с льготным тарифом, чтобы поддерживать связь с близкими.
Полина
Новая школа и первые успехи ребят
Дети Натальи и Оксаны – Катя и Богдан – сразу же пошли в школу № 61 г. Волгограда, а заодно записались в секции и кружки. У себя дома Богдан профессионально занимался футболом, а сейчас юноша играет в волгоградской футбольной команде «Ротор». Катя раньше ходила на вокал, а теперь занимается рисованием, лепкой и рукоделием в школьном кружке.
Работа Ростовского регионального отделения Российского Красного Креста
По словам их мам, в волгоградскую школу они пошли практически сразу, как приехали в Россию: «Сразу после приезда волонтеры РКК организовали встречу с директором школы, на которой всех детей распределили по классам. Специальных классов для нас создавать не стали – детей не так много. Теперь Катя – ученица 61-й школы Волгограда. Каждое утро в ПВР приходит учитель и собирает детей по списку», – призналась Наталья.
«Богдан со всеми нашел общий язык, учителя нормальные, адекватные», – поделилась Оксана.
Проблем с учебой у Кати и Богдана нет. Их мамы говорят, что программа несложная, а по каким-то предметам ребята даже опережают своих российских ровесников. Например, дома у Богдана была химия, тогда как в седьмых классах в России она не преподается. Катя, в свою очередь, не только с успехом осваивает российскую программу, но и успевает выполнять задания из прежней школы.
«С местной школьной программой проблем нет. Получает одни пятерки, но я думаю, что учительница какие-то поблажки все-таки делает из-за того, что мы приезжие. По некоторым предметам мы даже немного опережаем. Через интернет мы продолжаем получать задания из нашего города, и Катя успевает выполнять их тоже. Программа не настолько сложная, чтобы уставать», – отметила мама Кати Наталья.
Планы на будущее
Наталья говорит, что хочет вернуться на Родину: «Мне, чтобы почувствовать себя лучше, надо уехать домой и не чувствовать себя больше беженцем. Здесь мне никто, ничем не поможет». Однако она планирует искать работу и в России, если не получится уехать домой.
Оксане уже предложили работу по специальности: «Мне очень помог координатор Российского Красного Креста Владимир Евгеньевич Козлович. Я к нему обратилась по вопросу о переводе документов: диплома, сертификата, аттестата и т.д. Благодаря ему все удалось сделать и заверить у нотариуса. Поначалу было сложно разобраться с документами. Вы представляете, каждая служба о чем-то тебе говорит, это просто невозможно удержать в голове, но сейчас все по полочкам разложили. Здесь меня предварительно уже берут на работу, но теперь нужно подтвердить соответствие украинских документов российским стандартам».
Когда мы спросили, чего бы ей хотелось, чтобы почувствовать себя лучше, женщина ответила просто: «Мира! Больше ничего».