На протяжении уже полугода в Россию ежедневно прибывают люди из Донбасса и Украины. На родине у них был свой дом, работа, учеба, семья и приятная рутина – праздники, дни рождения, выходные, первый звонок, дружеские вечера. У каждого из них своя история. В один день их всех объединило одно непростое решение – они были вынуждены все оставить и уехать туда, где безопасно.
Многие потеряли связь с родственниками, многим некуда возвращаться. Некоторые уезжали, не имея при себе ничего, иногда даже документов. И все равно эти люди, которым очень нужна помощь, находят силы и стремление помогать другим.
Сегодня мы расскажем о таких людях. В самом начале, когда они только приехали в Россию, Российский Красный Крест помог им адаптироваться на новом месте, помогал вещами и едой, с личными проблемами. А потом и они сами стали волонтерами. Наш первый рассказ – о беженцах-волонтерах Воронежского регионального отделения РКК.
Мы пообщались с Александром и Владимиром, друзьями, которые вместе с близкими приехали из Мариуполя, Еленой из Северодонецка и Алиной из Рубежного.
Дорога в Россию
Все наши собеседники к моменту прибытия в Россию – состоявшиеся люди, имевшие работу, высшее образование, успевшие обзавестись семьями. И все это пришлось бросить, чтобы сохранить жизнь и здоровье, сберечь детей.
Работа Воронежского регионального отделения РКК
Александр и Владимир покинули родной город 24 февраля 2022 года. Оба молодых человека приехали в Воронежскую область вместе с семьями. Их жены – родные сестры. У обоих есть трехлетние дети. Александр перевез в Россию и дедушку своей супруги.
«Мы приехали в Россию на своих машинах. Сначала остановились в Джанкое. Нас поселили в школе. Переночевали мы там сутки, а дальше нам посоветовали ехать в Керчь. Сказали, что там нам помогут. Но, к сожалению, в Керчи нас не приняли. Пришлось снимать квартиру на двое суток. После этого нам посоветовали поехать в Симферополь и обратиться за помощью к сотрудникам МЧС. Там нас направили уже в пункт временного размещения в селе Кремневка под Джанкоем. В нем мы остановились на двое суток, а потом поехали в Воронеж. Здесь МЧС направило нас в пункт временного размещения в отель «Ramada», – рассказал Александр.
По словам Владимира, дети перенесли дорогу хорошо, несмотря на тесноту. Кроме того, «машину пришлось набить вещами, ведь наша машина – это как дом на колесах». «Правда, дорогу тяжело перенес дедушка моей жены. Ему 84 года, он приехал с нами из Мариуполя», – признался наш собеседник.
Алина приехала в Россию позже – в начале апреля – и тоже с детьми на руках, вместе с мужем и мамой. На родине она – экономист по образованию – работала заместителем управляющего в супермаркете товаров бытовой химии и косметики. Но все потеряла из-за начавшегося украинского кризиса, лишилась дома и была вынуждена переехать в Россию.
«Около двух недель мы находились в деревне Белгородской области, не понимая, что дальше делать и не осознавая до конца всего произошедшего. Морально мальчикам – им 10 и 14 лет – было адаптироваться очень сложно. Младший ребенок впечатлительный, для него произошедшее оказалось большим стрессом. Старший более стойкий и яснее понимал происходящее. Сейчас дети учатся в местной школе и стараются забыть страшные моменты из недавнего прошлого. Даже нам взрослым морально тяжело, порой накрывают воспоминания».
Елена приехала в Воронежскую область в мае вместе с пожилой мамой, двумя котами и собакой: «Это – мой главный груз, поэтому прибыла в Россию совсем налегке. Сейчас я живу в съемной квартире, у меня есть основное, необходимое в быту. Но, конечно, я понимаю, что все чужое, не мое. Это очень тяжело осознавать, так как дома было все, мы привыкли к определенному уровню жизни и комфорта».
Елена
«Очень не хватает простых бытовых мелочей, например, фена, мультиварки, а также любимых фотографий, книг, цветов на подоконнике, одежды – всего того, что осталось дома, вместе с моим сердцем. Тяжело свыкнуться с мыслью, что ты потерял все, и нужно начинать с самого начала», – признается Елена.
Гуманитарная и психологическая помощь
Все люди, с кем нам удалось пообщаться, благодарят Российский Красный Крест за помощь, за то, что их обеспечили всем необходимым. Мама Елены так же, как и дедушка супруги Александра, получила ваучеры в аптеку и продуктовый магазин. Кроме того, пожилой женщине были выплачены средства по программе прямых материальных выплат РКК.
«Наших детей полностью обеспечили детской одеждой, обувью, детским питанием и разными вкусностями. Нашему дедушке Российский Красный Крест выделил ваучер номиналом 1 000 рублей на покупку медикаментов. Ваучер получили быстро, за 15 минут», – рассказал Александр.
Об этом же говорит и Владимир, отвечая, что «из Мариуполя мы выехали в зимней одежде, и очень не хватало весенней и летней». «Наших детей Российский Красный Крест полностью обеспечил одеждой, бельем, игрушками, куклами, раскрасками и канцелярией. Нам дали все необходимые гигиенические принадлежности и бытовую химию: мыло, шампунь, зубную пасту. У нас все есть. Наши дети счастливы – одеты, обуты, накормлены. Когда погода позволяет, мы с детьми ходим гулять на детскую площадку. Мой ребенок думает, что он где-то в путешествии», – поделился наш собеседник.
События, которые переживают наши герои, конечно, не проходят бесследно. Многие нуждаются в психологической помощи. За такой в Российский Красный Крест обращалась и Алина: «Я неоднократно убеждалась в том, что в любой момент могу обратиться за помощью в организацию. Помимо материальной, нам также оказали психологическую поддержку. Мне и семье нужно было выговориться, разобраться в случившемся, получить рекомендации. В нашей ситуации это было очень важно».
Алина
Работа в Российском Красном Кресте
Алина стала волонтером Российского Красного Креста в апреле. Сейчас она также продолжает заниматься добровольчеством и помогает с раздачей гуманитарной помощи нуждающимся. По вечерам и выходным она подрабатывает набором текстов в интернете.
«Я обратилась в Управление социальной защиты населения в Воронеже, откуда меня потом перенаправили в региональное отделение Российского Красного Креста. В организации мне оказали гуманитарную помощь в виде продуктов питания и одежды. Меня очень заинтересовала работа в РКК, я решила стать волонтером, чтобы поддерживать других людей, которые также оказались в сложной жизненной ситуации. Изначально я устроилась в наше региональное отделение добровольцем на неполный рабочий день, но сейчас у меня в организации полноценная нагрузка», – рассказала девушка.
Владимир и Александр, в свою очередь, помогали с разгрузкой приходящей гуманитарной помощи. «Когда мы впервые пришли в офис Красного Креста, удивились, как хрупкие девчонки могут разгружать фуры? С тех пор мы приходим им помогать с разгрузкой гуманитарки. Мужчин у них нет, а мужская сила нужна», – сказал Владимир.
Елена, как и Алина, присоединилась к работе Воронежского регионального отделения в качестве волонтера. Она оказывала поддержку своим соотечественникам, которые, как и она, попали в сложную жизненную ситуацию. На родине она помогала детским домам, малообеспеченным людям и бездомным животным. Сейчас женщина переехала в небольшой городок Воронежской области и устроилась на работу.
«Я сама, без какой-либо посторонней помощи, устроилась на работу по своей специальности. У меня оформлено свидетельство о предоставлении временного убежища, с таким статусом мы имеем право на официальное трудоустройство в России наравне с гражданами РФ. Не могу сказать, что на практике было просто трудоустроиться, но я рада, что сейчас могу работать по своему профилю, так как имею за плечами большой релевантный опыт и желание развиваться в этом направлении», – отметила она.
Планы, мечты и надежды на будущее
Алина призналась, что хочет остаться в России и продолжить работу в Российском Красном Кресте и ее будущее «связано с Россией». «Сейчас для того, чтобы официально трудоустроиться, мне нужно дооформить документы. Но, если честно, я хотела бы продолжить свое профессиональное развитие не по специальности, а остаться в Российском Красном Кресте. У меня большой опыт работы с людьми, и всегда было желание помогать, быть полезной для общества. Работа волонтером меня затянула, я чувствую себя частью команды. Приятно осознавать, что я причастна к большому делу, цель которого облегчать страдания людей и делать их хотя бы чуточку счастливее», – рассказала она.
Работа Воронежского регионального отделения РКК
Владимир, раньше работавший в сфере торговли, также планирует оставаться в РФ, работать, а детей отправить в детский сад. По его словам, «здесь [прим. – в России] нам спокойно, мы понимаем, что у нас есть перспективы». «Будем налаживать свою жизнь заново. Сидеть на шее у государства мы не собираемся. Возвращаться в Мариуполь нам некуда. По той информации, которой я владею, наш дом полностью сгорел. Нашей квартиры и квартиры родителей сейчас уже нет. Поэтому нам очень хочется быстрее наладить свою жизнь здесь», – поделился он.
Елена тоже старается смотреть на будущее с надеждой и просто жить сегодняшним днем, ведь от ее родного города практически ничего не осталось. Однако женщина все равно старается себя подбадривать. По ее словам, городок ей нравится, она старается баловать себя приятными покупками, новыми впечатлениями и надеется, что получится начать жить заново.
«Очень надеюсь, что получится начать жить заново!», – заключила наша собеседница.